Вилочный погрузчик с противовесом (англ. counter-balanced forklift truck) —
вид специального складского напольного транспорта, предназначенного для
поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования
(штабелирования) различных грузов, при помощи вил или других рабочих
приспособлений (навесного оборудования).
История
Предшественники современных погрузчиков появились ещё в конце XIX — начале XX века. В 1906 году Pennsylvania Railroad представила первую платформу с электроприводом для перевозки багажа, которая использовалась на её станциях.
Современный вилочный погрузчик появился в конце 1920-х годов силами
сразу нескольких американских и европейских компаний, ведущих
независимые разработки. Определенный толчок развитию этой отрасли дала Первая мировая война,
во время которой недостаток рабочей силы привел к тому, что сразу
несколько разработчиков начали независимо вести разработки техники для
складских операций. Непосредственными предшественниками промышленных
погрузчиков считаются автолесовоз компании Hyster (Хайстер) и машина компании Clark Equipment
для перевозки песка. В СССР первый «портальный автолесовоз» Hyster
появился в 1930 году, поставленный вместе с другим технологическим
оборудованием фирмой «Albert Kahn Inc.» при строительстве цехов
Челябинского тракторного завода.
Вторая мировая война ускорила развитие производства погрузчиков, в первую очередь в США.
Американская компания Hyster поставляла погрузчики для нужд армии США,
после Второй мировой войны они остались работать в Европе на
восстановлении разрушенных городов и стали легендарны благодаря своей
мощности и надежности. После войны восстановление экономики Европы
привело к экономическому подъёму, в первую очередь немецких
производителей погрузчиков Jungheinrich, Linde, STILL GmbH и Steinbock.
Восточноевропейские производители играли в истории развития
погрузчиков не менее значимую роль. Ранее были известны бренды V.T.A.
Kraft (ГДР), Desta (Чехословакия), «Львов» (Украина) и «Балканкар»
(Болгария). В СССР
погрузчики Balkancar появились в 1950-х годах и быстро заняли серьёзную
долю рынка. В 1980-х годах на советском рынке появились японские
погрузчики ТСМ, Nissan, Komatsu, Toyota.
Сегодня в мире погрузчиков продолжается тенденция, как и среди производителей автомобилей:
экономическая интеграция, поглощение и слияние. Десятку мировых
производителей вилочных погрузчиков уже не один год возглавляют такие
компании, как Toyota, Кion Group (бренды Linde, STILL GmbH), Nacco Industries (бренды Hyster, Yale), Jungheinrich, Crown, Mitsubishi/Caterpillar, Komatsu, Kalmar, ТСМ, Nissan.
В настоящее время погрузчики заметно совершенствуются. Многие
производители погрузчиков придают значение не только функциональным
качествам, но и дизайну погрузчиков. При их разработке используются
последние технические достижения.
Классификация и разновидности
В настоящее время разработано и используется огромное количество
различных моделей и модификаций погрузчиков. При этом не существует
единой общепринятой классификации погрузчиков. Наиболее
систематизированной является классификация ITA[1]:
- класс I — электрические погрузчики (электропогрузчики, аккумуляторные погрузчики);
- класс II — техника для работы в узких проходах; сюда относятся более специализированные погрузчики, такие как ричтраки, боковые погрузчики (например, BAUMANN, HUBTEX, Combilift) и т. п.;
- класс III — штабелеры и тележки;
- класс IV — погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с цельнолитыми шинами;
- класс V — погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с пневматическими шинами;
- класс VI — транспортеры;
- класс VII — «внедорожные» погрузчики всех типов (то есть
предназначенные для работы в сложных дорожных условиях и на тяжелых
покрытиях).
Эта классификация не отражает некоторых специфических характеристик,
поэтому на сегодняшний день далеко не все производители следуют ей в
публичных предложениях. Кроме того, для некоторых классов и
разновидностей погрузчиков в русском языке часто используют отдельные
прижившиеся наименования, в частности: штабелёр, гидравлическая тележка, ричтрак (англ. reach truck).
Мачта погрузчика
- DLFL — Двухсекционная мачта, без свободного хода вил[2].
- DFFL — Двухсекционная мачта, со свободным ходом вил.
- TFFL — Трех секционная мачта со свободным ходом вил.
Также бывает «вагонный вариант», когда мачта в сложенном положении не должна превышать 2200 м по всем погрузчикам.
Колеса погрузчика
- Суперэластик(SE от англ. superelastic) — это колеса из литой резины.
- Пневматик.
- Полиуретановые — обычно ставятся на ричтраках или штабелерах.
- Бандажные — американские колеса, с низким профилем[3].
Дополнительные устройства (навесное оборудование)
Основная статья: Навесное оборудование для погрузчиков
Дополнительные устройства и механизмы (навесное оборудование)
призваны расширить возможности стандартного погрузчика, при этом
существенно отражаясь на его стоимости.
Наиболее часто применяется следующее навесное оборудование:
- устройство бокового смещения вил (англ. sideshifter);
- вращающийся вилочный захват (англ. rotator);
- позиционер вил (англ. fork positioner);
- захват для бочек и рулонов (в том числе поворотный; англ. roll and barrel clamp attachment);
- штырь (англ. pole attachment);
- захват со сталкивателем (выталкивателем; англ. slip sheet).
Кроме того, есть и другие менее распространенные приспособления:
- захват для шин (колёсосъёмник);
- загрузчик печи;
- снегоуборщик;
- зажим для транспортировки белой техники.
Практически все перечисленное навесное оборудование может иметь массу
модификаций, изменяющих отдельные характеристики (например, зажим для
нескольких бочек сразу).
Производство погрузчиков
Лидирующая десятка производителей погрузчиков в мире по состоянию на 2008[4]—2009 годы[4]:
Компания |
Годовой оборот, млн евро |
Торговые марки |
Головной офис |
Toyota. |
4842 |
Toyota, Raymond |
Aichi, Japan |
Kion Group. |
4554 |
Linde, STILL GmbH, OM Pimespo |
Wiesbaden, Hamburg, Germany |
NACCO Industries |
1969 |
Hyster, Yale, Shinko, Sumitomo |
Cleveland, Ohio |
Jungheinrich AG |
1901 |
Jungheinrich |
Hamburg, Germany |
Cargotec |
1516 |
Kalmar |
Finland |
Crown Equipment Co. |
1355 |
Crown |
New Bremen, Ohio |
Mitsubishi Heavy Industries. |
1153 |
Mitsubishi, Mitsubishi Caterpillar Forklift, Sagamihara Machinery Works |
Sagimura, Japan |
Manitou |
1009 |
Manitou |
France |
Komatsu |
890 |
Komatsu, Tusk |
Tokyo, Japan |
Nissan/Barret |
740 |
Nissan, Atlet, Barrett |
Tokyo, Japan |
Clark Material Handling Company |
405 |
Clark |
Сеул, Южная Корея |
Во второй десятке производителей основной тренд —
постепенное усиление позиций китайских производителей, которые теснят
более старых производителей. Так, ещё 3 года назад производителей из КНР
не было даже в двадцатке.
Самыми распространенными в России на сегодня являются погрузчики Komatsu[источник не указан 774 дня]. На территории бывшего СССР до сих пор распространение имеют болгарские погрузчики Балканкар[источник не указан 288 дней]
и Dimex, которым приходится конкурировать с погрузчиками китайского
производства и китайскими погрузчиками, собранными в России (например,
«Волжский погрузчик»). Среди предприятий, занимающихся производством
вилочных погрузчиков в РФ, стоит упомянуть ЗИК (ОАО "Машиностроительный завод им. М. И. Калинина)
в Екатеринбурге, выпускающий как дизельные (ДП-1500, ДП-3020, ДП-3510),
так и аккумуляторные (ЭП-103КАС, ЭП-1616, ЭП-2016) модели.[источник не указан 288 дней]
См. также
- Шаблон:Вилочный погрузчик
- Автоматически управляемое транспортное средство
- Штабелёр
- Гидравлическая тележка
- Электрокар
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%87 |